Что такое торговая марка
Торговая марка — это тот же товарный знак. Фирменное обозначение, обеспечивающее различия между категориями товаров организаций и ИП в России. Изображение и название ТМ выделяют продукцию на рынке, делают ее более узнаваемой.
Одна компания может зарегистрировать несколько торговых марок в патентном ведомстве — Роспатенте, получить право на охрану интеллектуальной собственности и свидетельство о регистрации. Закон РФ признает исключительное право на ТМ, то есть компания-правообладатель полностью определяет, как использовать товарный знак, как им распоряжаться.
Торговую марку также называют товарным знаком. Чаще всего этот термин используется в законодательстве, так называют зарегистрированную торговую марку.
Зачем нужны торговые марки
Зарегистрированные ТМ — один из признаков стабильности и надежности организации. Товарные знаки используются как в интересах производителей, так и покупателей. Вносят вклад в экономическое развитие, считаются ключевым статистическим источником для государственных служб.
Торговые марки обладают важными преимуществами для производителей и продвижения бизнеса на рынке. Уникальные обозначения положительно влияют на мнение клиентов, уровень доверия и спрос на определенный товар.
Выделяет продукт. Подчеркивает особенности и качества продукта, которые отличают его от аналогичных предложений конкурентов. Фокусирует внимание потребителя на товаре.
Защищает от копирования. Регистрация торговой марки позволяет защитить уникальное название, логотип, дизайн продукта или упаковки от копирования конкурентами.
Повышает прибыль. Товары под известными марками покупают чаще по сравнению с обычными. В стоимость продуктов узнаваемого бренда часто заложена дополнительная наценка.
Формирует долгосрочные отношения. Компания получает лояльных покупателей, которые информированы о бренде и предпочитают его продукты другим предложениям.
Создает барьер выхода на рынок. Известные бренды формируют дополнительное препятствие для появления новых конкурентов. Чтобы завоевать долю на таком рынке, компаниям необходимо вложить больше ресурсов в рекламу и маркетинг.
Как выбрать торговую марку
Прежде чем начать пользоваться логотипом, словесным обозначением, слоганом или доменным именем сайта, убедитесь, что никто не зарегистрировал его до вас, чтобы не платить компенсации правообладателю.
Чтобы узнать, свободен ли товарный знак, можно воспользоваться сайтом «Линкмарк». При проверке учитывайте также слишком похожие знаки.
Например, если вы спросите, свободен ли «Тинькофф», сервис покажет, что существует 1803 сходных товарных знака. Поэтому Роспатент не даст зарегистрировать «Тинькофф»: он до степени смешения сходен с брендом «Тинькофф».
Полную проверку можно провести на сайте ФИПС за 360 рублей. Однако без опыта регистрации хотя бы нескольких сотен товарных знаков сложно интерпретировать результаты поисковой выдачи. Для того чтобы правильно проверить товарный знак, нужно думать как эксперт Роспатента. Поэтому обычно предприниматели не занимаются регистрацией сами и обращаются в патентные бюро и юридические компании, которые специализируются на этих услугах.
Как обозначается торговая марка
Рядом с названием или логотипом зарубежных брендов часто встречается символ ™. Он обозначает незарегистрированную торговую марку и не имеет юридической силы в России.

Зарегистрированные торговые марки, которые охраняются законом, обозначаются символом Ⓡ. Размещать в логотипе или на упаковке знак не обязательно. Но использовать предупредительную маркировку Ⓡ без регистрации товарного знака нельзя. За это законом предусмотрена ответственность в виде штрафа или общественных работ.
Кто может зарегистрировать торговую марку
Торговую марку в России могут зарегистрировать юридические лица, индивидуальные предприниматели, а также физические лица, если они являются иностранными гражданами и владеют обозначениями зарегистрированными в других странах.
Форма собственности юридического лица значения не имеет. Главное, что вы ведете активную деятельность и пользуетесь обозначением. Если товарный знак не используют — через 3 года его можно аннулировать.
Как зарегистрировать торговую марку - пошаговая инструкция
Регистрация нужна, чтобы защитить обозначение от копирования или использования конкурентами. Если компания реализует товар под незарегистрированной маркой, другая фирма или злоумышленник могут подать документы раньше и оформить знак на себя. В таком случае придется либо выкупать права у недоброжелателя за большую сумму, либо выпускать продукт под другой маркой.Разработка названия, логотипа
Большинство товарных марок выглядят для потребителя, как словесное (иногда буквенное) или графическое обозначение. Часто встречается их сочетание, то есть в ТМ одновременно есть какие-то буквы и небольшая картинка или символ.
Но кроме того, существуют световые, звуковые и даже обонятельные товарные знаки. Конечно, такие разновидности знаков – редкость, потому что их надо еще донести до потребителя. Ведь с помощью рекламы на бумажных носителях невозможно передать ни звук, ни свет, только графические символы и буквы. Запах на бумаге передать можно, но надо учитывать, что он будет выветриваться, да и зафиксировать его для экспертизы сложнее. А вот трехмерные модели товарных знаков используются уже давно. В качестве примера можно привести знаменитый дизайн бутылки Кока-колы.
Разработать уникальный и имеющий прямое отношение к товару знак очень непросто, поэтому для этого можно обратиться к специализированным агентствам. Причем итоговый вариант должен быть уникальным, ведь он еще будет проходить проверку.
Проверка на уникальность
Главное качество торговой марки — уникальность. Если обозначение повторяет или очень похоже на знак конкурента, его не зарегистрируют. Проверить товарную марку перед подачей заявки можно тремя способами:
- Поиск по названию или картинке в Google или Яндекс. Этот способ позволит отсечь только часть вариантов, так как знак может быть зарегистрирован, но не использоваться. Поэтому вы не найдете его в интернете.
- Поиск в системе Роспатента. На сайте нет поиска по картинке, поэтому искать похожие варианты придется по названию и описанию.
- Проверка через патентное бюро. Это организация, которая занимается проверкой и регистрацией торговых знаков.
Особое внимание при регистрации ТМ уделяется тому, чтобы обозначение не включало в себя государственные официальные символы и наименования международных организаций.
Подача заявки на регистрацию
Чтобы зарегистрировать торговую марку самостоятельно:
- подготовьте описание и обозначение товарного знака: рисунок, фотография, надпись, нотная запись;
- выберите классы товаров из перечня Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ), к которым будет применяться торговая марка;
- заполните бланк заявки;
- оплатите госпошлину за регистрацию заявки — от 3500 рублей, стоимость зависит от количества категорий, в которых регистрируется знак;
- оплатите пошлину за экспертизу товарного знака по существу — проверку по требованиям статьи 1483 Гражданского кодекса и внутренним регламентам «Роспатента» — от 11 500 рублей;
- подайте заявку лично, по почте или через интернет.
Разные виды торговых марок регистрируются отдельно по определенной процедуре. Можно зарегистрировать только логотип и название, а можно еще и форму флакона духов, и слоган. Все упирается в бюджет и необходимость защиты прав на определенный элемент. Так, например, если у вас несколько персонажей-талисманов, каждого придется регистрировать по отдельности.
При пересечении границы товар под незарегистрированной маркой могут признать контрафактным и конфисковать. Если вы хотите поставлять товар в другие страны, подайте заявку на международную регистрацию знака. Через Роспатент можно отправить заявку в Мадридскую систему, которая включает более 120 стран.
Как упростить или ускорить процесс регистрации
Самостоятельно довольно сложно определить, подходит ли регистрируемый образец под все условия. Также у предпринимателей возникают сложности с проверками регистрируемого объекта, его описанием, заполнением заявления. Чтобы не получить отказа на самых первых этапах, можно обратиться за помощью к патентному поверенному.
Патентный поверенный — это юрист, который специализируется на интеллектуальном праве. Он представляет ваши интересы при коммуникации с Роспатентом и в суде, помогает с предварительными проверками и подачей заявлений. Такие юристы работают в патентных бюро, фирмах или самостоятельно.
Многие патентные поверенные имеют узкую специализацию: одни специализируются на регистрации товарных знаков, другие на патентовании изобретений и полезных моделей и так далее. Чтобы найти контакты патентного поверенного или проверить квалификацию уже выбранного специалиста, ищите его на сайте Роспатента в разделе «Поиск информации о патентных поверенных».
Что делать, если логотип или название не прошли проверку
Ваши средства индивидуализации могут не пройти проверку по нескольким причинам. Например, из-за того, что в Роспатенте уже регистрируется похожий образец. Или из-за того, что ваш объект не является охраноспособным, то есть не соответствует каким-либо пунктам статьи 1483 ГК РФ. Из такой ситуации есть несколько выходов:
- Доработать образец. Это возможно, если Роспатент указал чёткие причины отказа.
- Поменять классы МКТУ. Например, если ваш логотип нарушает права другого товарного знака в одном классе МКТУ, то, возможно, в другом классе он их нарушать не будет.
- Связаться с владельцем схожего с вашим бренда и получить от него письмо-согласие.
- Аннулировать мешающий знак, если есть возможность доказать, что он не используется три года подряд.
- Доказать, что регистрируемый вами бренд стал узнаваемым задолго до регистрации и ассоциируется у людей именно с вашей компанией. Таким способом можно зарегистрировать изначально неохраноспособный знак.
Во всех этих случаях вам может помочь опытный патентный поверенный.